Агентство инвестиционного развития
Ростовской области

Игорь Бураков, исполнительный директор АИР Ростовской области: "Ростовская область станет зелёной улицей для инвесторов"

На IX Международном инвестиционном форуме «Сочи-2010» Ростовская область представит проекты с федеральным участием, основными среди которых станут «Южный хаб» и ростовское метро, а также донские индустриальные парки. Как всегда, экспозиция области будет оригинально оформлена: на этот раз в виде зелёной улицы для инвесторов. Со светофорами, на которых для компаний, готовых инвестировать в Ростовскую область, всегда горит зелёный свет. Слоган экспозиции – «Ростовская область – зелёная улица для инвесторов».


На сочинском форуме, где собираются руководители страны, федеральных ведомств, ведущих российских и зарубежных компаний, традиционно проходит большая выставка инвестиционно-привлекательных регионов, региональных проектов. В Сочи всегда много экспонентов, наша задача – оказаться одними из самых заметных, обратить на себя максимум внимания, в том числе - и со стороны федеральных руководителей.

При этом Ростовская область занимает не самую большую площадь: считаем неразумным соревноваться бюджетами за внимание потенциальных инвесторов. Как показывает практика, эффективность участия в выставках определяется отнюдь не размахом экспозиции и расходов на неё. Мы берем совсем другим – оригинальностью, креативом, тщательно работаем над упаковкой проектов, стараясь создать что-то яркое, запоминающееся. До сих пор это удавалось: по объему привлеченного внимания на международных форумах Ростовская область - один из лидеров.

Например, в позапрошлом году Ростовская область предстала перед участниками сочинского форума в образе пушкинского Лукоморья - сказочной страны, которая по версии краеведов и литературоведов находится на побережье Таганрогского залива.

В год 150-летия нашего земляка Антона Чехова Ростовская область представила экспозицию с чеховскими мотивами, выбрав для слогана высказывание писателя: «Посади оглоблю — вырастет тарантас». Действительно, об инвестиционной привлекательности, плодородности Ростовской области – лучше не скажешь. На чеховской экспозиции в буквальном смысле слова росла оглобля, а из неё – тарантасы и брендовая продукция донского машиностроения. Гостей экспозиции встречал сам Чехов. Классик рассказывал о регионе и отвечал на актуальные экономические вопросы. Та экспозиция попала в сюжеты федеральных телеканалов из Сочи, стала ещё одной возможностью для продвижения инвестиционной привлекательности региона.

Нынешний слоган экспозиции - «Ростовская область — зелёная улица для инвесторов» раскрывает актуальнейший тезис экономической политики нашего региона. Вступивший нынешним летом в должность губернатора Ростовской области Василий Голубев провозгласил привлечение инвестиций важнейшим приоритетом. Посетители донской экспозиции в Сочи увидят: Ростовская область предпринимает особые усилия для того, чтобы на пути инвесторов было меньше барьеров, остановок, запретительных дорожных знаков, а правила и возможности реализации инвестиционных проектов были просты, легки и понятны. Для инвесторов и инвестиций вся Ростовская область – широкая зелёная улица.

Однако, креативное оформление — лишь один фактор успешного участия в форуме. Второй — понимание качества и интересов аудитории форума. Сочи – отличная возможность представить в первую очередь проекты с потенциальным участием Федерации, федерального бюджета.

В частности, в этом году на сочинском форуме будет представлен актуальный для Ростовской области проект – аэропорт «Южный хаб» с объемом инвестиций около 25 млрд руб. У существующего ростовского аэропорта, который начали строить еще в 1925 году, сегодня нет перспектив развития – он оказался зажат существующей жилой застройкой. Южный хаб – это пригород Ростова с большой перспективой развития, он предусматривает возможность принимать самые современные авиалайнеры любых типов. Южный хаб будет иметь две взлетно-посадочные полосы, сможет охватить пассажиропоток  в радиусе 350 - 400 км, а это до 10 – 12 млн человек, учитывая в том числе густонаселенные соседние области Украины (Донецкая, Луганская). В то же время, без участия федерации построить такой масштабный аэропорт, хаб – невозможно. Кроме прочего, комплекс аэропорта включает значительную часть имущества, которое должно принадлежать государству – взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, сигнальное оборудование и т.д.. К другим объектам аэропорта – аэровокзальному комплексу, заправочному терминалу – уже есть интерес частных инвесторов. Но проект должен и может начинаться только с государства.
Ростовская область в этом году за свой счёт уже начала предпроектную разработку, со следующего года к финансированию проекта может подключиться Федерация. Если строительство начнется в планируемые сроки, то Южный хаб сможет принимать первые самолеты уже через 5 лет.

Еще один крупный проект – ростовское метро - также не может быть реализован без участия федерального бюджета. Впервые план строительства метро в Ростове-на-Дону был разработан в 1981 году. С тех пор транспортная ситуация в городе значительно усугубилась. Город, пассажиропоток и количество автомобилей растут гораздо быстрее, чем развивается транспортная инфраструктура.
Отсутствие метро сдерживает развитие не только Ростова-на-Дону, но и всей двухмиллионной Ростовской агломерации, прилегающих территорий. С другой стороны, за минувшие 30 лет появились технологии, позволяющие решать сложные технические задачи, возникающие при строительстве метрополитена. К федеральным властям Ростовская область и в этом случае идёт не с пустыми руками —создано муниципальное «Управление метро Ростова», намечена трассировка двух линий, проведены предпроектные разработки.

Ещё один большой блок, который Ростовская область презентует в Сочи и который может быть интересен всем инвесторам – донские индустриальные парки. Семь областных индустриальных парков - это грамотно выбранные территории, где проекты стартуют с минимальными издержками в максимально сжатые сроки. Донские индустриальные парки - одно из лучших мест в России для локализации новых заводов и фабрик. За счёт комплексных инфраструктурных решений инвесторы экономят на инженерных сетях. Вести коммуникации для 5 - 6 заводов часто дешевле, чем для одного.
Тот факт, что делегации различных регионов РФ регулярно бывают в Ростовской области с целью перенять опыт создания локальных индустриальных парков, свидетельствует: донские индустриальные парки –востребованный у потенциальных инвесторов продукт. Что, собственно, подтверждается и количеством проектов, которые там стартовали – на сумму около $ 2,5 млрд.

Объективным и очень ценным «знаком качества» донских индустриальных парков стали проекты иностранных инвесторов, которые туда уже пришли. Это компании - лидеры глобального рынка. Так, американская компания Guardian, №3 в мире в производстве листового стекла, реализует в Красносулинском индустриальном парке проект стоимостью $240 млн. В Новоалександровском парке завершила проектирование и вот-вот начнет строительство завода по выпуску алюминиевой банки американская корпорация Ball – мировой лидер отрасли.

В борьбе за внимание инвесторов, Ростовской области приходится конкурировать с другими регионами и странами, и наша задача — предложить условия реализации инвестпроектов лучше, чем у других.
Камнем преткновения и сдерживающим фактором часто становится стоимость подведения коммуникаций к новым предприятиям, так называемые инфраструктурные ограничения.

Заметно улучшить ситуацию с этой проблемой призван принятый нынешним летом в Ростовской области закон о государственно-частном партнерстве.
Идеология, сформулированная при разработке областного закона «Об основах частно-государственного партнерства», позволяет ему стать мощным драйвером роста инвестиционной привлекательности Ростовской области.
В основу партнерства региона и инвесторов предлагается положить принцип, когда бюджет субсидирует подведение коммуникаций на сумму трехлетних налоговых платежей инвесторов в региональный бюджет.

Эта простая и вместе с тем универсальная формула вбирает в себя целый набор мотивационных механизмов, который позволяет региону быть не спонсором, а инвестором; частным инвесторам – ответственно относиться к своим обязательствам и отвечать за исполнение этих обязательств не только морально, но и рублем перед бюджетом. Кроме того, подобная модель взаимоотношений позволяет бюджету привлекать ресурсы для поддержки инвестиционных проектов на просчитываемой, возвратной основе.

(Интервью журналу "Вестник донской экономики", сентябрь 2010)