Агентство инвестиционного развития
Ростовской области

Игорь Бураков: «Сейчас проявляется подлинная инвестиционная привлекательность регионов»

Донской регион не намерен экономить там, где речь идет о привлечении инвесторов. Это все равно, что экономить на здоровье – то есть просто невыгодно. Когда речь идет о привлечении инвесторов, то сегодня это не просто системная работа, а настоящая борьба, в которой Ростовская область выглядит привлекательно и «держит марку». В очередной раз это подтвердила главная европейская инвестиционная выставка недвижимости – МИПИМ. Об ее итогах рассказывает исполнительный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков.

- Игорь Владимирович, оцените уровень проектов, представленных Ростовской областью на выставке. Как они смотрелись на общем фоне?


- У Ростовской области всегда очень прагматичный подход к тому, какие проекты, программы, темы представлять на форумах и выставках. Первый критерий при отборе проектов – их реалистичность. Мы представляем проекты, которые действительно могут быть реализованы. Второй критерий – не возить проекты, которые уже состоялись. Мы не делаем экспозицию в духе Выставки достижений народного хозяйства - ВДНХ, мы выставляем только те программы, проекты, куда действительно могут придти инвесторы и где каждый из них сможет найти возможность реализоваться.
Кроме того, на МИПИМ существует две категории участников: первая – это компании-профессиональные участники рынка (девелоперы, фонды, банки, отельеры, ритейл), вторая – это регионы и города. Последние презентуют свои возможности по локализации проектов, собственную инвестиционную привлекательность, перспективы развития своего рынка недвижимости, отдельных его секторов. Если им удается быть убедительными, вызвать интерес, то появляются инвесторы.
Что касается упаковки проектов – здесь у нас тоже прагматичный подход. Мы делаем упаковку не ради упаковки, а такой, чтобы наверняка выделиться на фоне большого числа экспонентов и заслужить внимание интересной нам аудитории (а на МИПИМ это несколько десятков тысяч участников). И, как нам кажется, Ростовской области это всегда удается, поскольку и на МИПИМ-2009 мы опять стали одним из самых заметных событий. Донская экспозиция не просто хорошо смотрелась на фоне остальных, но была неожиданна, ни на что не похожа. При этом мы донесли главную идею, которая была в центре всего МИПИМ независимо от нас. Все вокруг говорили о мировом кризисе, о том, что «все заморожено», «проекты замерзли». Мы уловили эту витавшую в воздухе идею, выступив под слоганом «Ростовская область: весна придет к нам первой» и обыграв его в оформлении экспозиции. Все было стилизовано под замерзшую планету, на которой есть заманчивая, привлекательная, согретая солнцем, покрытая проталинами и первыми весенними цветами полянка, где начинается весна. Причем, это был не просто художественный образ, а отображение реального положения дел на рынке недвижимости и девелопмента Ростовской области, о котором мы стремились рассказать участникам форума. Дело в том, что в Ростовской области на рынке недвижимости не успели надуться большие «пузыри», здесь нет диспропорции цен, спроса и предложения, поэтому у нас рынок восстановится быстро

- Какие из проектов Ростовской области вызвали на МИПИМ наибольший интерес?
- Наибольший интерес был проявлен к игорной зоне «Азов-Сити», программе комплексного развития Приазовской рекреационно-туристической зоны, «Южному хабу» и проектам, связанным с освоением территорий в центре Ростова-на-Дону (реконструкция исторического центра и проект «Ростов-Сити» на левом берегу Дона).

- Подводя итоги, можно ли сказать, что выставка МИПИМ-2009 была для Ростовской области успешной?
- Успехом можно считать уже то, что Ростовская область участвовала в этом форуме. Это очень важно и вот почему. Прошлогодний МИПИМ стал рекордным по количеству российских участников. Если говорить о регионах, то их было больше 40, причем «отметиться» в Каннах посчитали необходимым даже те, где рынок недвижимости, девелоперские проекты в принципе не могут вызвать интереса иностранных компаний, в силу разных причин. Например, это регионы вечной мерзлоты, которым уместнее было бы появиться на каком-нибудь энергетическом форуме - кризис в этом смысле почистил МИПИМ. Если еще год назад в России едва ли не каждая вторая компания считала себя девелопером, имела в своем портфеле в том числе и девелоперские проекты, то с приходом кризиса все эти компании ушли с рынка, остались только действительно сильные, профильные, те, кто в этом разбирается, работает в сфере девелопмента много лет и поэтому может быть успешным на этом рынке в любой точке экономического цикла – будь то рост или падение рынка. Соответственно, и регионы в этом году на МИПИМ приехали только те, для кого эта выставка действительно актуальна. На МИПИМ-2009 собрались регионы-лидеры, наиболее инвестиционно-привлекательные, те, к которым иностранные участники форума действительно проявляют интерес и в конечном итоге придут или уже приходят туда со своими проектами. Ростовская область - в числе таких регионов. Быть на МИПИМ и других крупнейших международных экономических форумах, демонстрировать свои экономические успехи важнее не в период, когда рынок и мир растет, а тогда, когда глобальна экономика падает. Именно в это время проявляется сила регионов, их подлинная инвестиционная привлекательность. И то, что Ростовская область осталась в обойме сильнейших – это уже достижение. Если мы говорим про российские регионы, то, кроме Ростовской области, это Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Сочи, Нижегородская область. Если брать иностранных экспонентов, это Париж, Лондон, Франкфурт, Лион, Барселона – те города и регионы, которые действительно интересны девелоперам. Было бы странно, если бы на МИПИМ были представлены маленькие города, где рынок недвижимости двигают местные и российские девелоперы, и где вряд ли появятся «Мариотт», «Аккор», ведущие девелоперские компании Великобритании, Италии – просто потому, что эти рынки периферийные.

- Выставка обнадежила в плане привлечения новых инвесторов в регион?
- Очень важно, что вся работа официальной делегации Ростовской области на МИПИМ была насыщена встречами и контактами. Честно говоря, еще накануне выставки была боязнь, что из-за «глобального заморозка» в мировой экономике никто из интересных нам компаний не приедет, не с кем и не о чем будет говорить. Но опасения не подтвердились. Все сильные компании сейчас стремятся войти в проектную стадию, использовать кризис для того, чтобы заниматься выбором места для своего проекта, проектированием, согласованиями, разрешениями и т.п., с тем, чтобы, когда рынки оттают, можно было бы сразу войти в активную стадию строительства и «снимать сливки» с рынка. Компании-лидеры так сейчас и поступают. Поэтому сегодня как раз есть возможность заманить как можно больше таких лидеров в Ростовскую область. И этими возможностями надо пользоваться. Борьба за инвестиции обостряется – это действительно так, но, с другой стороны, многие регионы снижают свою активность на этом фронте, начинают экономить и в итоге проигрывают эту борьбу. А те, кто остается, захватывают долю менее активных и успешных конкурентов.

Лариса Никитина, журнал «Вестник донской экономики», апрель 2009