Агентство инвестиционного развития
Ростовской области

На Дону собирают «сливки» мирового бизнеса (интервью В.И. Викулова газете «Строительный вестник Дона», апрель 2009)

На главной европейской инвестиционной выставке недвижимости МИПИМ Ростовская область в этом году представила экспозицию, оформленную в виде цветущей, согретой солнцем весенней поляны на замерзшей, обледеневшей планете. Таким образом, наш регион продемонстрировал свою инвестиционную привлекательность, которой не повредил даже глобальный кризис и характерная для отрасли девелопмента и недвижимости во всем мире «заморозка» проектов. О перспективах привлечения инвесторов на Дон рассказывает генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Вадим Викулов.

- Вадим Иванович, как Вы оцениваете инвестиционную привлекательность Ростовской области на фоне других регионов России в ситуации глобального экономического кризиса?

– Несмотря на изменившуюся макроэкономическую ситуацию, Ростовская область остается одним из самых инвестиционно-привлекательных российских регионов. Это подтверждают и разнообразные рейтинги. К примеру, согласно рейтингу «Эксперт РА» на основании интегральных показателей по итогам 2008 года Ростовская область находится на втором месте в России. Если говорить о локализации индустриальных проектов, о предпочтениях инвесторов, то Ростовская область, как правило, попадает в число трех – пяти российских регионов, которые рассматриваются в первую очередь – наряду с Московской и Ленинградской областями, Санкт-Петербургом, Калугой. Ростовская область системно, на протяжении многих лет работает над повышением своей инвестиционной привлекательности – такую задачу поставил губернатор, этим методично занимаются, и в результате в рейтингах наш регион ежегодно поднимается вверх, никогда не выпадает из обоймы лидеров. Высокий рейтинг региона трансформируется в проекты, которые стартуют на Дону. К нам уже пришли компании, которые можно назвать «сливками» мирового бизнеса. Это такие гиганты как «Coca-Cola», «PepsiCo», отраслевые мировые лидеры – производитель цемента «Lafarge», производитель алюминиевой банки «Ball», производители стекла «AGC Flat glass» и «Guardian». На Дону присутствуют почти все ведущие европейские розничные сети. Это тоже признак успешности экономики Ростовской области, значительного потребительского потенциала и высокой инвестиционной привлекательности региона. Кроме того, Ростовская область традиционно проводит очень консервативную бюджетную политику, не делает больших внешних заимствований, бюджет области в любые времена в любой точке экономического цикла – будь то рост или нынешняя глобальная рецессия – сбалансирован. Все знают, что на Дону - ответственная власть, которая выполняет свои обязательства и это тоже в конечном итоге влияет на позитивный инвестиционный рейтинг донского края.

- Каков объем инвестиций, привлеченных в область в прошлом году? Кризис повлиял на активность инвесторов? И что можно прогнозировать на 2009 год?


- Мне проще всего говорить про объем инвестиций, привлеченных в регион при содействии Агентства инвестиционного развития Ростовской области - эта цифра по 2008 году превышает 700 млн долларов. А если говорить о суммарном объеме инвестиций в донскую экономику, то Ростовская область поставила в прошлом году очередной рекорд: по предварительным данным общий объем инвестиций, привлеченных на Дон в 2008 году составляет около 170 млрд руб. Очевидно, что в текущем году цифра будет корректироваться вниз – как, собственно, все докризисные макроэкономические прогнозы. Ни один прогноз, по-моему, сейчас не обещает выхода из глобальной рецессии в 2009 году, хотя нельзя исключать, что первые признаки роста мы все-таки можем увидеть. Но, скорее, это будут 2010 – 2011 годы. Что касается активности инвесторов - мы видим спад по отдельным направлениям, отраслям (девелопмент, рынок недвижимости, строительство), однако индустриальные инвесторы, которые уже зашли в Ростовскую область, движутся в своих прежних графиках, никто из них не свернул и не заморозил проекты. Активность тех индустриальных инвесторов, проекты которых Агентство локализует на Дону, по нашим ощущениям, примерно такая же, как в прошлом году. Девальвация рубля сделала российский рынок более привлекательным с точки зрения размещения здесь новых производств, усилила наш потенциал по импортозамещению. Ростовская область – один из бенефициаров импортозамещения и одновременно девальвации рубля. Для нашего региона в целом девальвация имеет, наверное, больше плюсов, чем минусов. Что касается инвестиционной привлекательности, то мы полагаем, что в период кризиса инвестиционная привлекательность Ростовской области даже выросла. Другое дело, что количество потенциальных инвесторов, компаний, которые способны фондировать инвестиционные проекты, имеют достаточный капитал для старта новых проектов, сократилось в мире в целом. Во всех странах мира банкротятся тысячи компаний, в том числе со столетней историей. Количество потенциальных инвесторов, их возможности радикально сузились, капитал стал менее доступным. Но инвестиционная привлекательность региона выросла, поскольку возможности по реализации новых проектов расширились. Вообще, в кризис инвестиционные проекты реализовывать выгоднее, чем в период роста экономики. Ведь в рамках инвестиционного проекта, на этапе его реализации, компании несут только расходы. А в период кризиса расходы снижаются – дешевеют стройматериалы, услуги, активы, земля, стартовать в это время с инвестиционными проектами выгодно. Важно только, чтобы пуск построенного завода совпал с восстановлением экономики, спроса. Тогда строишь по кризисным ценам, а продукцию продаешь по нормальным. Сейчас время для инвестирования очень удачное, а Ростовская область – благоприятное место.

- Делегация Ростовской области недавно вернулась с выставки «МИПИМ-2009». Насколько значимо для региона участие в таких событиях?


- Поскольку Ростовская область – один из самых инвестиционно-привлекательных регионов России, она обязана присутствовать на МИПИМе. На МИПИМЕ всегда представлены лидеры. Если не хочешь выпасть из этой обоймы – там нужно быть. МИПИМ - ведущий форум недвижимости в Европе, самый авторитетный и масштабный. Его большой плюс – там нет случайных людей, праздной публики, только профессиональные участники. Главный результат для Ростовской области – это новые контакты, которые при удачном стечении обстоятельств вырастают в проекты. Встречаемся мы там и с первыми лицами тех компаний, которые уже приняли решение о реализации своих проектов в Ростовской области, но испытывают определенные проблемы по скорости продвижения и т.п. Цель подобных встреч – сделать все возможное, чтобы старт проектов произошел как можно быстрее, и они были более масштабными.

- Что представляла Ростовская область на «МИПИМ-2009»?

- В этом году Ростовская область представила более 10 масштабных проектов и тем. Одна из главных - Приазовская рекреационно-туристическая зона – комплексная программа освоения территории от Порт-Катона до станицы Мелиховской, куда девелоперы могут приходить со своими проектами. Жемчужина этой программы - 40 км песчаных пляжей Азовского моря. Это наименее освоенная территория Азовского побережья, но с наибольшим потенциалом, поскольку уже сейчас, несмотря на отсутствие комфортных условий для отдыха, сюда ежегодно приезжает свыше 200 тысяч человек. По нашим прогнозам, благодаря строительству современных курортных комплексов, развитию индустрии развлечений, ежегодный трафик туристов в Приазовье возрастет до 3 млн человек.
Впервые в этом году Ростовская область презентовала на МИПИМ «Южный Хаб». Проект создания крупнейшего на Юге России транспортного узла (международный аэропорт – его часть), губернатор Ростовской области Владимир Чуб презентовал впервые Владимиру Путину в 2006 году на форуме в Сочи. С одобрения Президента России шла работа по этому проекту, но с потенциальными инвесторами мы его предметно не обсуждали, поскольку для этого надо было решить принципиальный вопрос по земле – как известно, значительная часть земельного участка под Батайском, запланированного под «Южный Хаб», принадлежала Минобороны РФ. Теперь эта земля передана гражданским властям, и проект начнет развиваться. Кроме того, на МИПИМ мы представляли донские индустриальные парки, масштабный проект реконструкции исторического центра Ростова-на-Дону с условным названием «Золотая Миля» и сопряженный с ним проект «Ростов-Сити».

- Расскажите о проекте «Азов-Сити». На каком этапе находится его реализация?


- «Азов-сити» – своего рода драйвер развития южного берега Азовского моря, Приазовской рекреационно-туристической зоны. Сегодня через аукционы разыграно право аренды на 16 участков - это фактически один квартал «Азов-сити». Туда пришли восемь компаний, и мы очень надеемся, что федеральное правительство не даст слабину и не перенесет сроки введения в действие нормы о запрете игорного бизнеса везде, кроме четырех федеральных игорных зон, одной из которых, собственно, и является «Азов-Сити». Это должно случиться 1 июля, и, если все пойдет по плану, то уверен - активность инвесторов в «Азов-Сити» вырастет независимо от кризисных явлений: игорному бизнесу некуда будет деваться. Все обязательства властей по обеспечению игорной зоны коммуникациями выполняются. Для того, чтобы проект «донского Лас-Вегаса» прибавил в скорости реализации, должны открыться первые объекты, развлекательные комплексы, игорные заведения. Случится это, вероятно, года через два – раньше просто не позволяют нормативные сроки строительства.

- Согласно перечня, подготовленного в областной администрации, в 2009 году на Дону будет введено в эксплуатацию свыше 30 инвестиционных объектов. Расскажите о них подробнее.

- Содействие компаниям-инвесторам, созданию новых производств – приоритет для Ростовской области, и, наверное, наиболее существенная и эффективная антикризисная мера, предпринятая областной администрацией. «Список тридцати» составлен по поручению губернатора Ростовской области, создана межведомственная комиссия, возглавляемая вице-губернатором Сергеем Назаровым. Донские власти буквально «вручную» занимаются этими проектами. Главная цель – запустить объекты как можно скорее. Уложиться в заранее запланированные сроки в нынешних экономических условиях – это очень важно, поскольку выигрыш даже одного дня имеет значение. Ведь появление новых крупных производств – это новые налогоплательщики, которых в регионе ранее не существовало. Не буду останавливаться на всех проектах из этого списка, кратко скажу о тех, которыми занималось непосредственно Агентство. Это завод компании «Coca-Cola» в Новоалександровском индустриальном парке, который станет самым большим в Европе и завод компании «PepsiCo» по выпуску чипсов и снэков под Азовом. Оба предприятия готовятся к пуску летом 2009-го году. Каждый из этих проектов создает сотни новых прямых рабочих мест, смягчает последствия кризиса, в том числе социальные, наполняет бюджеты дополнительными источниками, власти получают больше возможностей для финансирования социальных расходов.

- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы инвестиционного развития Ростовской области?
- Вполне благоприятные.