Агентство инвестиционного развития
Ростовской области

Почему весна первой придет в Ростовскую область (интервью И.В.Буракова журналу "Национальные приоритеты")

На рынке недвижимости и девелопмента сегодня более всего ощущается влияние глобального экономического кризиса, оценивая сегодняшнее состояние этой отрасли, часто говорят о заморозке проектов, о том, что всё замёрзло. По мнению исполнительного директора Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игоря БУРАКОВА, когда все-таки начнется потепление, Ростовская область будет в числе первых, где это произойдет.

- Игорь Владимирович, на чем основывается ваш оптимизм?
-Если анализировать течение наступившего кризиса, то пик неуверенности, шока на отрезке уже пройденного пути пришелся на ноябрь-январь. Возможно, дальше будет еще хуже, или лучше. Может быть, «дно» пройдено, а, может быть, оно еще только впереди – наверняка мы не знаем. Никто не знает. Все только гадают, строят прогнозы. Но сейчас в мире, это очевидный факт, появился первый оптимизм: рынки несколько выросли, банки возобновили кредитование, перестали требовать досрочного погашения кредитов, рубль частично отвоевал свои позиции, выросли цены на нефть, появились разговоры о том, что экономика начнет восстанавливаться уже в конце текущего года, хотя прежде речь шла в лучшем случае о 2010-м годе. Первый шок от кризиса прошел. Оптимизма стало больше, хотя, безусловно, пессимизм по-прежнему преобладает.
Итак, для нас, для Ростовской области, пока самыми сложными были ноябрь-декабрь 2008 года. Что за это время произошло с нашими инвестиционными проектами? Ни один из крупных индустриальных проектов, реализуемых на территории Ростовской области, не был заморожен, ни по одному из них графики не были пересмотрены. Более того, некоторые компании форсированно пытаются реализовать свои проекты, чтобы быстрее выдать первую продукцию.

- Возможно, эти компании заранее зафондировались, и теперь им хочешь - не хочешь нужно быстро эти деньги потратить?
- Ростовская область выбрала исключительно правильную политику, тактику привлечения инвесторов. Мы выбираем, находим наиболее перспективные отрасли, проекты, а предложения по их реализации делаем в первую очередь лидерам глобального, то есть мирового рынка. Мы последовательно делаем предложение номеру один, если он не соглашается – делаем предложения номеру два и т.д. Эти компании используют свои и заемные ресурсы, но все они лидеры в своем сегменте, и во время кризиса у них есть деньги для расширения производства. Они успешнее конкурентов, они лучше чувствуют себя во время кризиса, чем коллеги, на то они, собственно, и лидеры. А строить во время кризиса выгоднее, хотя бы потому, что строительные материалы и услуги дешевеют.
Грамотная политика при выборе инвесторов привела к тому, что ни один из них не отказался от реализации своих проектов на Дону. Кроме того, кризис подтвердил, что все наши идеи – это не воздушные замки, они основываются на прагматическом экономическом расчете.
Но самое интересное, что в период кризиса поток потенциальных индустриальных инвесторов не уменьшился. Девальвация рубля сделала размещение производств иностранных компаний на территории России более выгодным. Ростовская область на сегодняшний день – один из самых привлекательных в этом плане регионов. К нам практически каждый день приезжают иностранные компании: и те, которые уже реализуют свои проекты на территории области, и те, кто принял решение о сотрудничестве совсем недавно.
Очень важно, что ряд масштабных новых производств будут запущены именно в текущем году, т.е. в период острого кризиса. Это совпадение, но для Ростовской области оно очень важное, потому что это тысячи новых рабочих мест, дополнительные налоговые поступления. Это лучший антикризисный пакет. Сегодня ресурсы региональных властей по борьбе с кризисом ограничены. У них нет макроэкономических инструментов, нет «подушки безопасности», сформированной в тучные годы за счет нефтегазовых сверхдоходов. Этот инструментарий в руках федерального правительства и именно оно сегодня на передовой борьбы с кризисом. Лучшее, что может сделать региональная власть для борьбы с кризисом – это всячески поддерживать инвестиционные проекты, которые дают дополнительные рабочие места и налоги. Важно, чтобы это были проекты, которые действительно создают новую добавленную стоимость. То есть не замещение одного производства другим, возможно, более эффективным, но с тем же объемом продаж из нашего региона, а создание новой индустрии, абсолютной прибавки к региональному валовому продукту.
Ситуация на рынке стремительно меняется. Сегодня никто уже не говорит о планировании на 3 года – это просто нереально. Бюджеты фактически пересматриваются каждый месяц. Тем не менее, сегодня в Ростовской области замораживаются в основном только локальные проекты, но мы на них особой ставки и не делали. У нас совсем немного компаний, которые смогли занять лидерские позиции на национальном, глобальном рынке. Мы работаем с мировыми лидерами, а у них ресурсов достаточно, для того чтобы продолжать проекты даже в период кризиса. При этом, одна из этих компаний, к примеру, планировала построить в мире 6 новых производств, сейчас они из-за кризиса оставили только два проекта, причем, один из них - в Ростовской области. Это очень важный индикатор нашей реальной инвестиционной привлекательности.
В работе с этими компаниями есть еще одно преимущество. У Ростовской области никогда не будет головной боли с этими предприятиями, их не придется «оздоравливать», помогать со сбытом продукции, заниматься вопросами невыплаты зарплаты и т.д., потому что это компании – лидеры, они успешны в любой точке экономического цикла. Конечно, и с этими компаниями бывают сложности, иногда, раз в сто лет банкротятся и они, но это сенсация, то есть то, чего никто не ждет, и то, что случается очень редко.
Работа с компаниями-лидерами является еще и прекрасным индикатором перспективности того или иного направления. Не нужно придумывать новые бизнесы, убеждать предприятия заниматься непрофильным производством: если в этот бизнес не идут лидеры, значит он не перспективный на данный момент.

- Как влияние глобального экономического кризиса отразилось на донском рынке недвижимости и девелопмента?
- Чтобы понять повестку дня нынешнего МИПИМа, не требовалось обходить тысячу с лишним стендов, километры павильонов, достаточно было побывать на экспозиции Ростовской области. Оценивая сегодняшнее состояние этой отрасли, часто говорят о заморозке проектов, о скованном льдом спросе, спячке, в которую впал рынок. Ростовская область, констатируя эту ситуацию, в то же время представила свои проекты под слоганом: «Весна придёт к нам первой» - «Spring comes here first». Соответственно донские проекты были представлены на экспозиции, стилизованной под весеннюю поляну с проталинами и цветами на заснеженной, замерзшей планете. В то время как по периметру донской экспозиции шел (действительно шел) снег, вокруг ростовских проектов таяли настоящие сосульки, расцветали первые весенние цветы, а зайцы выбирались погреться на полянку в первых лучах весеннего солнца.
Основной тезис, который Ростовская область хотела донести до потенциальных инвесторов, понимался итальянцами, французами, американцами, русскими, англичанами, греками без лишних пояснений. Когда на рынках все-таки начнется потепление, Ростовская область будет в числе первых, где это произойдет.

- Почему весна придет первой именно в Ростовскую область, а не, к примеру, в Москву или Санкт-Петербург?
- Ростов-на-Дону – деловая столица юга России. А на юг, по определению, весна приходит первой, раньше, чем в другие регионы. То есть ошибиться здесь мы не могли в принципе. Но если мы серьезно говорим про рынок недвижимости, то есть несколько фундаментальных причин. У нас на локальном рынке недвижимости не успели надуться «пузыри», разве что в отдельных сегментах (к примеру, построили слишком много офисов), нет губительных дисбалансов, а предложение в ряде сегментов по-прежнему ниже, чем спрос. Например, в Ростове по-прежнему нет отелей категории 5 звезд, хотя спрос есть. У нас по-прежнему не хватает жилья целого ряда категорий. В то же время, большой «пузырь» надулся на рынке земли. Цены стали запредельно высокими, потому что львиная доля сделок на рынке земли совершалась спекулянтами. Кризис оздоровит этот рынок, уберет посредников-спекулянтов, возможности для девелопмента, реализации инвестиционных проектов расширятся.
По данным рейтингового агентства «Эксперт» в прошлом году Ростовская область по инвестиционной привлекательности оказалась на втором или третьем месте в России. Самое главное, что мы занимаемся фундаментальными основами инвестиционной привлекательности донской экономики. В конечном счете, успешность рынка недвижимости – это отражение состояния экономики региона. Ведь спрос на недвижимость создается ростом экономики, новыми рабочими местами, ростом зарплат. В привлечении инвестиций мы отдаем предпочтение мировым лидерам, которые как локомотивы «потащат» за собой весь рынок. И рынок недвижимости в этом случае зеркало экономики. Чем больше людей в состоянии купить жилье, тем успешнее развивается регион.
Каким бы острым не был кризис, в Ростовской области не может «рухнуть» вся экономика. Задача диверсификации экономики, которая стоит перед всей страной, в Ростовской области успешно решалась на протяжении последних десяти с лишним лет. В итоге мы сегодня имеем несырьевую модель, где примерно 80% всего валового регионального продукта формируют 3000 предприятий самой разной направленности. Об этом в масштабах России только мечтают, а на Дону это уже есть, уже работает. Во время кризиса одни отрасли снижают объемы производства, но всегда есть и те, кто, наоборот увеличивает. Губернатор области Владимир Чуб, постоянно говорит: «В кризис не могут «упасть» все, кто-то будет расти, давайте больше внимания уделять именно этим производствам». Чем Ростовская область сегодня успешно и занимается.

- Какие из проектов, представленных на «МИПИМ-2009» вызвали наибольший интерес зарубежных инвесторов?
- В первую очередь «Азов-Сити», игорная зона. Девелоперам интересна эта точка развития независимо от кризиса. На выставке этим проектом интересовались не только представители игорной индустрии, но и те, кто хочет в округе построить курортные комплексы, развлекательные центры, тяготеющие к побережью Таганрогского залива, южному побережью. Это то, о чем мечтает Ростовская область: развить все побережье, превратить его в туристско-рекреационную зону, а проект «Азов-Сити» использовать как основной драйвер такого развития.

Людмила Кузнецова, журнал "Национальные приоритеты", апрель 2009