Агентство инвестиционного развития
Ростовской области

Вадим Викулов, генеральный директор АИР РО: «Теперь мы четко знаем, куда зовем инвесторов»

— Вадим Иванович, Ростовская область — один из первых регионов, где появилось Агентство инвестиционного развития. Заключенный с обладминистрацией контракт предполагал привлечение уже по итогам первого года работы свыше 310 миллионов долларов. Трудно было это сделать, не имея опыта? С чего вы начали?

— С определения миссии и стратегии, формирования команды, «разведки» ситуации на инвестиционном поле. Практической целью, действительно, было привлечение за первый год работы инвестпроектов на 310 миллионов долларов. Мы ее достигли. Тогда же определили стратегию. Наш приоритет — крупные индустриальные проекты и развитие нетрадиционных для  Ростовской области, но реальных для эффективной реализации и востребованных направлений.

— Кстати, в прошлом году Ростовская область во всеуслышание заявила о себе как о регионе грандиозных индустриальных возможностей. Место для такого заявления было выбрано, пожалуй, идеальное — Сочи, международный экономический форум «Кубань-2006». Однако не слишком ли оно амбициозное?

— Отнюдь. Ростовская область исторически была индустриальным центром. «Ростсельмаш», «Роствертол», «Тагмет», ГПЗ-10, «Эмпилс», ТАНТК имени Бериева и т.д. Сейчас наступил этап, когда нужно и можно строить новые заводы, развивать новые направления. Например, у нас есть вопросы по обеспечению стройматериалами на фоне бурного строительства — эту нишу необходимо заполнять. Переработка сельхозсырья слаба — вот еще одно направление.

— Облегчило ли АИРу работу принятие закона «О зонах экономического развития в Ростовской области», предполагающего создание зон, прежде всего, промышленного типа?

— Безусловно, да. Мы теперь четко знаем, куда зовем инвесторов. Знаем мощности инженерной инфраструктуры, знаем позицию местных властей. В итоге — более системная работа. Кроме этого, законом оговорены правила игры, что очень важно для инвесторов, особенно иностранных, требовательных к прозрачности всех условий вхождения в регион. Сейчас в Ростовской области заявлено пять промышленных зон. Каждая из них имеет свою специфику, они находятся в разной степени заполненности. Например, в Новоалександровской промзоне у нас уже реально появилась очередь. Если те компании, которые собираются реализовать свои проекты, вдруг сделают это все разом, то мы не сможем их всех разместить. На наш взгляд, Ростовская область предложила идею промзон своевременно, поэтому интерес к ним очень высокий.

— Оправданно ли говорить о том, что промышленные зоны — это донское ноу-хау?

— Создание промзон в других регионах России практикуется. Однако донские промышленные зоны создаются, развиваются и заполняются понятно и комплексно. Объясню. В каких-то регионах нет нормативных документов, определяющих единые правила игры. Отсутствует прозрачность принятия решений о заполнении промзон. У нас все четко и ясно. Если что-то непонятно инвестору, агентство готово проконсультировать и помочь.

— Среди факторов, влияющих на решение инвесторов локализовать свои проекты именно в Ростовской области, часто называют эффективное законодательство. Согласны?

— Это факт, с которым невозможно не согласиться. Власти Ростовской области одними из первых в России начали формировать инвестиционно-привлекательную нормативную базу. И этот процесс продолжается. Время диктует новые условия. Последний пример — принятие как раз закона о зонах экономического развития, который, я уверен, существенно повлияет, да, собственно, уже влияет на приход крупных индустриальных инвесторов на Дон.

— Какие еще факторы определяют конечный выбор инвесторов?

— Их много. Это и политические, и экономические факторы. К первым относятся стабильная социально-политическая ситуация в регионе, воля всех участников процесса, готовность к конструктивному сотрудничеству. Экономические факторы — наличие подходящих земельных участков, инженерная и транспортная инфраструктура, сырьевая база, рынки сбыта, потребительский потенциал, кадровая обеспеченность. Когда большинство этих факторов удовлетворяют инвесторов, они принимают положительное решение. Агентство инвестиционного развития активно им в этом помогает.

— Ростовская область участвует во всех значимых российских и международных экономических и инвестиционных форумах. Чего вы ждете от этих форумов и оправдываются ли ваши ожидания?

— В первую очередь форумы — это новые, реальные контакты, полезные знакомства, которые потом перерастают в инвестпроекты. Участие в выставках — это позиционирование Ростовской области, возможность привлечь внимание серьезного бизнеса. Эффективность таких мероприятий во многом зависит от активности как организаторов, так и участников. Мы, например, заранее узнаем о возможных посетителях, планируем встречи, готовимся к ним, выясняя интересы и предпочтения потенциальных инвесторов — участников форумов, выставок. Это своего рода изучение намерений.

— Существуют пособия на тему «Как заработать миллион». Будь вы автором пособия на тему «Как заработать миллион для региона», какие составляющие успеха привлечения инвесторов вы бы описали?

— Нужно реально оценивать возможности и потенциал региона. Необходимо знать намерения инвесторов. Здоровая и обоснованная настойчивость в деле привлечения инвесторов тоже не помешают.

— От совещания к совещанию первые лица области призывают муниципальные образования к большей активности в работе с инвесторами, однако о переломе говорить, похоже, пока не приходится. Имея возможность, территории, они не имеют желания для такой работы? Либо природа их пассивности — в другом?

— Я думаю, перелом все же произошел. И в первую очередь это касается городов и районов, прилегающих к Ростову. интерес инвесторов к этим территориям большой. Это объективная ситуация, обусловленная теми самыми факторами, о которых мы говорили ранее. Что касается вопросов о возможностях и желаниях… у большинства районов пока нет объективной возможности привлечь серьезных инвесторов. Они пока не конкурентоспособны. Но, думаю, что со временем инвесторы пойдут и в отдаленные районы. Тогда сама жизнь заставит местные власти шевелиться активнее.

Вспомните, еще несколько лет назад сложно было представить брендовых инвесторов на Дону. Тогда они осваивали Москву, Питер и прилегающие к ним регионы. Сейчас они пошли дальше. В том числе в Ростовскую область. И к своему удивлению обнаружили, что и отношение, и готовность региона к сотрудничеству, и готовность законодательной базы гораздо выше, чем они ожидали.

— По вашим собственным словам, есть брендовые инвесторы, приход которых в регион будет служить сигналом для других. Много ли таких инвесторов пришло на Дон?

— О некоторых из них уже объявлено официально, и они приступили к реализации своих проектов. Это «Лафарж», «Кока-Кола», «ПепсиКо», ритейлоры «Ашан», «ИКЕА», «Леруа Мерлен», «Касторама». Безусловно, есть еще громкие имена. Но о них говорить пока рано. Мы соблюдаем условие конфиденциальности.

— А есть ли компании, отказ которых «приземлиться» на Дону вас не огорчит?

— Наверняка такие компании есть. Но мы с ними не работаем. В большинстве случаев, инициируя контакты, мы опираемся на информацию из разных источников. Мы ориентируемся на крупные транснациональные компании. А это изначально предполагает серьезность их намерений, прозрачный бизнес, добросовестность по уплате налогов, «белые» зарплаты. При выборе компаний нам важна ее деловая репутация.

— В настоящее время проектный портфель АИРа превышает 3,5 миллиарда долларов. Изменилось ли по сравнению с 2005 годом количественное и качественное содержание портфеля? Каким отраслям донской экономики чаще всего отдают предпочтение инвесторы? Совпадает ли это с вашими представлениями о приоритетах инвестирования в ту или иную отрасль?

— Изменение количественного содержания очевидно: вы сами назвали эту цифру. Качественное наполнение тоже поменялось. Сначала мы активно работали с теми инвесторами, реализация проектов которых занимала недолгое время. Быстрые проекты — это проекты крупных ритейлорских сетей, девелоперов. И такая наша позиция закономерна. На первоначальном этапе нашей работы по условиям госконтракта нам нужно было за год привлечь 310 миллионов долларов. Реализация индустриальных проектов — более длительный процесс, от принятия решения до запуска завода проходят годы. Так долго на старте мы ждать не могли. Но работу с индустриальными инвесторами начали еще тогда, три года назад. Сейчас это приносит свои плоды и совпадает с нашими приоритетами. Чаще всего инвесторы проявляют интерес к проектам в сфере логистики, стройматериалов, переработки.

— В нынешнем году Минэкономразвития РФ признало донской АИР лучшим в России. Ваш опыт был взят за основу при создании Агентства инвестиционного развития ЮФО, вы часто консультируете представителей регионов, решивших пойти по вашим стопам. Однако говорят, что на ошибках учатся. От повторения каких ошибок, допущенных АИРом Ростовской области, вы бы предостерегли других?

— Каких-то серьезных ошибок, от которых можно и нужно предостерегать, не было. Но, общаясь с представителями других регионов, мы понимаем проблемы, которые существуют у них и которые, на наш взгляд, очевидно, будут мешать работе их агентств. Это непонимание между исполнительной и законодательной властями, соперничество с министерствами и ведомствами, отсутствие нормативной базы. К счастью, всего этого в Ростовской области удалось избежать. Наверняка благодаря доброй воле всех участников процесса. Мы работаем единой командой. И это наш общий большой плюс, который отражается на инвестиционном процессе и имидже Ростовской области.

 

Кирилл Власенко
«Вестник донской экономики»
 декабрь 2007