Агентство инвестиционного развития
Ростовской области

Транспорт

Ростовская область - транспортный узел №1 на юге России, перекресток глобальных транспортных, торговых путей и грузопотоков, логистический центр, порт пяти морей, «ворота» России в страны Черноморского и Прикаспийского бассейнов. В Ростовском транспортном узле завязаны все виды транспорта - автомобильный, железнодорожный, водный, авиационный. Мощный транспортный комплекс, хорошая транспортная доступность – одно из ключевых конкурентных преимуществ Ростовской области.

Донской регион находится на пересечении глобальных транспортных путей и с античных времен играет важную роль в международных торгово-экономических отношениях. Через Ростовскую область проходил Великий шелковый путь, соединявший Европу и Азию.

Донской регион системно занимается модернизацией, развитием транспортной инфраструктуры, реализует проекты, значимые для всего юга России, включая Крым. Ежегодно открываются новые мосты через Дон, строятся новые транспортные развязки, «расшиваются» узкие места на трассах, которые проходят через Ростовскую область.

Ростовская область - порт пяти морей. Главные водные транспортные артерии Ростовской области – река Дон и Азовское море – и крупнейшие донские порты - Ростов-на-Дону, Таганрог и Азов – обеспечивают выход в Средиземноморский, Черноморский, Балтийский и Каспийский бассейны.

Развитие донских портов связано с именем Петра Первого. Царь-реформатор основал Таганрог, намереваясь сделать его новой столицей Российской империи, и прорубил в дельте Дона, близ побережья Азовского моря первое окно в Европу.
История распорядилась по-своему, и Таганрог стал лишь «генеральной репетицией» Санкт-Петербурга. Однако оба окна в Европу – и на Балтике, и в Ростовской области - по-прежнему переваливают значительные экспортно-импортные потоки. Через донские порты идёт до 40% российского экспорта сельхозпродукции.

Кроме того, донские порты переваливают минерально-строительные, тарно-штучные грузы, лесоматериалы, металл, уголь и т.п.


Ростовскую область пересекает воздушный коридор Санкт-Петербург – Москва - Кавказский регион. Международный аэропорт, расположенный в Ростове-на-Дону, осуществляет регулярные авиарейсы как по внутренним маршрутам (в пределах России и СНГ), так и по международным авиалиниям. Функционирует также аэропорт "Таганрог - Южный" (г. Таганрог).

Действующий аэропорт Ростова-на-Дону занимает площадь около 400 гектаров, окружён кварталами городской застройки и не имеет возможностей для развития. В пригороде Ростова-на-Дону строится новый аэропортовый комплекс "Платов". Это крупнейший инфраструктурный проект Ростовской области, первый аэропорт современной России, который строится "с нуля". Как ожидается, первые рейсы новая воздушная гавань пример в декабре 2017 года. Пропускная способность нового аэропортового комплекса «Платов» - 5 млн пассажиров и 20  тыс. тонн грузов в год. Благодаря стратегически выгодному положению, «Платов» потенциально может функционировать как хаб – крупный стыковочный аэропорт с высоким уровнем сервиса, широким выбором пунктов назначения и большой частотой выполнения рейсов. На месте действующего аэропорта Ростова-на-Дону планируется реализовать проект комплексной застройки территории.

Дорожное хозяйство Ростовской области считается одной из самых быстроразвивающихся отраслей. По протяженности дорог с асфальтобетонным покрытием Роствоская область входит в первую пятерку субъектов РФ. Через область проходит один из ведущих международных транспортных коридоров - Критский (Санкт-Петербург - Москва - Ростов - Новороссийск), четыре федеральные автомагистрали, в том числе трасса М 4 «Дон».

Сегодня по территории области проходит более 650 междугородных и пригородных регулярных пассажирских маршрутов и около 150 межобластных маршрутов, соединяющих все муниципальные образования области. Общая протяженность маршрутов более 80 тыс. км. Автовокзалы и автостанции области объединены в единую сеть.

Столица Ростовской области и юга России, центр Ростовской агломерации - Ростов-на-Дону - один из наиболее крупных транспортных узлов России, СНГ и Европы; через него проходят 6 магистральных железнодорожных линий, 7 автомобильных дорог и воднотранспортный путь по реке Дон.

В Ростовской области ежегодно вводятся в эксплуатацию новые мосты, дорожные развязки. Одним из важных событий в сфере дорожного комплекса в последние годы стало завершение строительства мостового перехода через реку Дон в створе ул. Сиверса в Ростове-на-Дону. Протяженность объекта - 4,5 км (в том числе мост через Дон длиной 459,8 м и эстакадная часть - около 2 км). В 2017 году завершится реконструкция Ворошиловского моста, он будет расширен с двух имеющихся полос до шести. 

Ростов-на-Дону - центр стратегически важных железнодорожных коммуникаций. По территории Ростовской области проходят магистральные железные дороги, связывающие центральные и западные районы страны, Сибирь с южным регионом. Действуют узловые железнодорожные станции, обеспечивающие приём, обработку и отправление практически всех видов грузов.

Основным перевозчиком грузов и пассажиров во внутреннем и международном сообщениях в регионе является Северо-Кавказская железная дорога. СКЖД - крупнейший перевозчик каменного угля, цемента, химикатов, цветных металлов, зерна, овощей, фруктов, различной сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, большая часть которых выращена и произведена в южном регионе.