20
Апреля
07:41
Новости

27 Апреля 2006

Проектный портфель Агентства превысил $2,5 млрд

На «Парламентском часе», который состоялся перед очередным, 35-м заседанием Законодательного Собрания Ростовской области 26 апреля 2006 года, были заслушаны и обсуждались итоги работы Агентства инвестиционного развития. Перед собравшимися выступил Генеральный директор Агентства Вадим Викулов.

Тезисы выступления генерального директора Агентства инвестиционного развития:

Уважаемые депутаты, коллеги!

Как вы, наверное, знаете, Ростовская область стала одним из первых российских регионов, где появилось Агентство инвестиционного развития. Это оказалось возможным благодаря инициативе и поддержке губернатора, а также утвержденной Законодательным собранием Ростовской области Инвестиционной стратегии развития региона.

Первым шагом по реализации этой стратегии стало принятие областным парламентом 151-го Закона об инвестициях, где институту Агентства посвящена целая глава.

При этом в том разделе, который называется «Права и обязанности Агентства», удивительным образом перечислены только обязанности. И ни слова о правах. Пожалуй, этот юридический казус предопределил те условия, в которых мы стартовали. Только один характерный пример. Месяц назад деятельность Агентства инвестиционного развития Ростовской области изучали специалисты Всемирного Банка. Точнее его подразделения - MIGA, которое считается ведущим мировым экспертом по такого рода структурам. Так вот, сотрудники MIGA пришли к выводу, что отчётные показатели ростовского Агентства – максимально жёсткие. Скажем, во многих странах деятельность таких Агентств оценивается по количеству контактов с внешними инвесторами, а не, как у нас, - по объёмам стартовавших проектов. В этой связи эксперты MIGA сочли нашу работу более предметной, конкретной, а администрацию региона – предельно прагматичной.

Одновременно по методикам работы, структуре мы, по мнению экспертов Всемирного банка, соответствуем классической модели Агентства. Хотя у нас есть свои особенности. Впрочем, эти особенности специалисты MIGA сочли оригинальными и вполне уместными. И даже намерены тиражировать некоторые наши методики в других странах и регионах России.

При этом в качестве позитивного и очень важного факта эксперты MIGA отметили финансирование услуг Агентства из регионального бюджета. По словам специалистов Всемирного банка, это один из ключевых признаков общепринятой в мире классической модели подобных агентств. Такая схема финансирования предопределяет формат работы Агентства: не только в интересах локального бизнеса или отдельных компаний, а в интересах региона и его жителей. Что подразумевает повышение конкуренции. Создание новых рабочих мест. Дополнительные налоги. Борьбу за квалифицированные кадры, и, как следствие, рост уровня зарплат. В местной деловой прессе уже приходилось читать сожаления некоторых донских коммерсантов, что, например, приход федеральных сетей взорвал ситуацию на рынке труда, зарплаты персонала поползли вверх. Я как представитель локального бизнеса прекрасно понимаю эту озабоченность. Но ведь для жителей региона, большинства населения - рост зарплат, безусловно, положительный факт. И усиление конкуренции – один из действенных инструментов повышения заработной платы в регионе. Очевидно, что заказчиком для Агентства, может выступать только общество, точнее уполномоченная обществом власть, тогда работа подобного института оказывается максимально эффективной для региона.

В прошлом году объем финансирования Агентства из бюджета составил 21 млн. рублей при определенных Госконтрактом - 30 млн. рублей. В то же время с учетом критериев оценки объема привлеченных инвестиций, определенных пунктом 7.2 Госконтракта, в течение первого этапа исполнения данного контракта - 2005 финансовый год - при содействии Агентства в Ростовской области стартовали проекты на сумму 427,2 млн. долларов США. Возможно, эта цифра ещё уточниться, но очевидно, что она окажется выше определенного Госконтрактом норматива в 310 млн. долларов США. При этом структура привлеченных инвестиций распределилась следующим образом: перерабатывающая промышленность – 29%; животноводство- 4%; логистическая инфраструктура – 14%; ритейл -26%; девелопмент – 27%.

В настоящее время проектный портфель Агентства превысил отметку в $2,5 млрд. По нашим оценкам, 25-30% этих проектов обязательно будут реализованы в Ростовской области, причем значительная часть в ближайшие три года. При этом какие-то проекты из портфеля убывают, какие-то добавляются. Но тенденция разрастания портфеля пока сохраняется.

Изначально приоритетным направлением в деятельности Агентства мы ставили привлечение инвесторов в индустриальные проекты: создание новых производств, строительство фабрик и заводов. Очевидно, что инвестиции в производственную сферу дают максимальную добавленную стоимость, вносят самый существенный вклад в повышение конкурентоспособности региона.

В первый год почти треть стартовавших при участии Агентства проектов – индустриальные. Эта цифра превзошла наши собственные первоначальные прогнозы, поскольку усилия в таких сферах, как ритейл, девелопмент объективно дают более быстрые результаты. Здесь от достижения договоренностей до старта проекта проходит в среднем год-два. Рождение заводов требует более длительного периода. Например, компания Louisiana Pacific Corporation (крупнейший в мире производитель OSB-плит) в самом начале наших с ней переговоров заявила, что намерена работать с Ростовской областью в графике, позволяющем запустить завод ориентировочно к 2009 году. При благоприятном развитии событий. Дело в том, что локализация производственного проекта зачастую требует важных и трудоёмких этапов, особенно, когда речь идёт о ведущих в том или ином сегменте рынка компаниях. С сырьевой базы своё сотрудничество с Ростовской областью начинает и мировой лидер рынка макарон итальянская компания Barilla. И когда мы пытаемся поскорее перейти с ней к теме строительства на Дону крупного макаронного производства, представители Barilla резонно замечают, что пшеница не может расти быстрее, чем ей определено природой. Поэтому локализация тех сортов пшеницы, которые Barilla хочет видеть в качестве собственного сырья, объективно займёт в Ростовской области около 3-х лет. Таких примеров – множество. В то же время, в портфеле Агентства сегодня более 10 новых индустриальных проектов, где мы дошли до этапа подбора площадки.

Всего же сейчас Агентство ведёт более 40 индустриальных проектов, многие из которых имеют высокие шансы на локализацию в Ростовской области. Они касаются выпуска продуктов питания, в том числе безалкогольных напитков, глубокой переработки зерна, производства стройматериалов: цемента, оконного стекла, санфаянса, лифтов, OSB-плит, сельхозтехники и узлов к ней, автосборки и производства автокомпонентов, плодоовощных консервов, свинины, продуктов мясопереработки, фармацевтической продукции, тары и упаковки, в том числе алюминиевой банки, оборудования для водоканалов, защитных экранов, бытовой техники.

Кроме того, у нас в работе два экологических проекта. По поручению администрации области, мы занялись привлечением инвесторов в донские водоканалы

Безусловно, все находящиеся в проработке проекты известны отраслевым министерствам. Однако многие компании на этом этапе проектной проработки настаивают на конфиденциальности и выступают против публичного разглашения планов по их возможной локализации в Ростовской области. Публичное объявление о том или ином проекте, безусловно, должно быть согласовано с его инициатором, и в этой части мы видим осторожность едва ли не всех крупных инвесторов, вне зависимости о каком регионе или стране идёт речь. Скажем, место локализации проекта Toyota в России было объявлено лишь после того, как все аспекты этого проекта были согласованы, а ставившиеся инвестором проблемные вопросы - решены. Мы находимся в режиме глобальной конкуренции за инвестиции с другими регионами России, странами СНГ, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы, и должны быть осмотрительны и осторожны, с точки зрения публичности, при реализации тех или иных проектов до того, как пройдена точка возврата. На самом деле, мы сами, пользуясь утечками информации, сейчас заполучили в работу несколько проектов, которые первоначально предполагалось локализовать в других странах Восточной Европы, Китае, или других регионах России.

Агентство заняло пустовавшую до образования этого института нишу в Ростовской области. Ростовская область давно бережно относится к крупным инвесторам, которые сами приходят в наш регион со своими проектами. Мы же сосредоточились в основном на поиске отраслевых инвесторов по всему миру. Почему именно отраслевых? Потому что, они – это идеальные инвесторы, с точки зрения понимания перспектив того или иного сегмента рынка. С точки зрения реалистичности их проектных планов. Их не надо убеждать построить новый завод по выпуску той или иной продукции. Их надо убедить сделать это именно в Ростовской области. В каком-то смысле отраслевые инвесторы восполняют объективно существующий в регионе дефицит бизнес-идей.

Иными словами Агентство – это инструмент ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО притока инвестиций в регион. Его появление - одна из мер, призванных сохранить темпы роста донской экономики на фоне успехов последней пятилетки, когда с каждым годом от прошлогодних достижений расти всё труднее и труднее.

Агентство занимается мониторингом инвестиционных намерений российских и западных компаний в отношении Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, и делает инициаторам этих проектов конкурентные предложения от имени региона. При этом ставка в первую очередь делается на лидеров тех или иных отраслей.

За полтора года мы встроились в систему взаимоотношений с отраслевыми министерствами, муниципалитетами. Постарались максимально использовать их наработки, идеи. Не надо бояться того, что какие-то проекты срываются или отодвигаются. Всё равно это позитивный задел на будущее. Многие компании иногда заново, иногда в первый раз открывают для себя Ростовскую область.

Объективно никогда прежде, в регионе не было такого количества проектов в проработке, как сейчас. Безусловно, не все эти проекты в конечном итоге реализуются в Ростовской области, но даже те инвесторы, которые пока воздержатся от вложений в регион, получат квалифицированную, в разрезе их отраслевых интересов информацию, что крайне полезно и важно для Ростовской области в долгосрочной перспективе.

Надо сказать, что Агентство – это ещё и один из элементов инвестиционной открытости региона. Многие внешние инвесторы (как российские, так и иностранные) считают такой институт – очень удобным механизмом локализации проекта в новом для себя регионе. Характерная деталь: западным компаниям надо меньше объяснять, чем российским, что такое Агентство, и зачем оно существует. Для них это понятный механизм. Если Ростовская область позиционируется как инвестиционно открытый регион, то наличие подобного института – необходимость. Неслучайно именно в прошлом году Ростовская область резко поднялась в инвестиционном рейтинге регионов России, проводимом агентством «Эксперт РА». В частности, Ростовская область заняла второе в России место (после Москвы) за минимальный экономический риск инвестирования и входит в десятку субъектов Федерации с лучшими показателями интегрального инвестиционного риска.

Мы сейчас по многим показателям объективно инвестиционно привлекательнее наших соседей, тех регионов, с кем нас обычно сравнивают. Но надо признать, что в целом поток инвестиций на юг России – не такой большой. Сегодня мы на практике за инвестиции соревнуемся не столько с Краснодарским или, допустим, Ставропольским краями, сколько с Московской, Ленинградской областями, Санкт-Петербургом. И в этой конкурентной борьбе очень важна сила примера. Всегда в ту или иную отрасль, сегмент рынка, тяжело затянуть первопроходцев. Но как только они появляются, дальше процесс идёт намного проще. Примеры - заразительны. Допустим, довольно сложно на первом этапе найти брендовых резидентов в Красносулинскую особую экономическую зону, но как только там начнут реализовывать свои проекты первые крупные иностранные компании, тут же появятся последователи. В этом смысле, первопроходцам от имени региона полезно предоставлять максимальные преференции. Позже они окупятся сторицей.

Конечно, борьба за инвестиции с Московской и Ленинградской областями, Питером не всегда лежит в плоскости экономических резонов. Один – характерный пример. Сделанная нами аналитика свидетельствует, что логистика из Юго-Восточной Азии благоволит созданию в Ростовской области автосборочных производств. Есть и другие факторы, позволяющие на юго-западе области создать своего рода новый Детройт. В то же время ведомство Германа Грефа ведёт сейчас переговоры с 9-ю ведущими мировыми автоконцернами, намеренными построить автосборочные заводы в России. При этом предпочтения отдаётся столичным регионам. Скажем, мы делали предложения Toyоta и Nissan, но они их даже не рассмотрели, сделав выбор в пользу Санкт-Петербурга. Конечно, почти все ведущие мировые компании начинают свой путь в России с переговоров на правительственном уровне. И рекомендации федеральных чиновников по месту локализации этих проектов имеют весомое значение. Поэтому возможно, нам стоит собрать в кулак все лоббистские возможности, чтобы хотя бы один из 9 автосборочных проектов был реализован в Ростовской области, поскольку для этого есть соответствующие экономические резоны и аргументы. Наблюдающаяся сегодня концентрация новых несырьевых производств вокруг Москвы и Питера лишь усугубляет тот экономический разрыв, который сейчас есть между столицами и провинцией.

Безусловно, лестно и полезно, что мы стали попадать в число тех 3-5 регионов, которые инвесторы рассматривают наряду с Московской, Ленинградской областями, Питером под размещение новых заводов, но теперь нам надо находить технологии победы в этом заочном соревновании. Осваивать тот поток индустриальных проектов, который объективно начинает к нам перемещаться из Западной Европы. Заполучив 10-20 брендовых индустриальных проектов, Ростовская область сможет рассчитывать на инвестиционный прорыв, когда не мы будем охотиться за крупными компаниями, а они сами активно пойдут в регион. Один из первых вопросов, который нам задают внешние инвесторы, обычно звучит так: кто из крупных иностранных компаний уже работает в Ростовской области? Чем длиннее и статуснее будет этот список, тем полноводнее станет поток новых инвестиций в донскую экономику.